Кристиан Бэйл



Карьера британского актера Кристиана Бэйла началась задолго до того, как он сыграл в культовых американских картинах супер-героев и супер-психов, а также научился поражать мир своим талантом перевоплощения, удивительной способностью копировать любой акцент и изменять свое тело до неузнаваемости.

В 1987 году он подростком снялся в «Мио, мой Мио» Владимира Грамматикова и в «Империи Солнца» Стивена Спилберга. За второй фильм, в котором он исполнил роль юного британца, оставшегося без родителей на оккупированной фашистами территории Шанхая, Бэйл получил свою первую награду и был назван американской ассоциацией кинокритиков лучшим молодым актером года.

С популярностью и известностью каждый справляется, как умеет — Кристиан Бэйл после ошеломительного и неожиданного успеха какое-то время не снимался, заявив родителям, что не готов к постоянным интервью и встречам и посвятив себя учебе.

«Это было ужасно. Я почти плакал во время интервью и сбегал с пресс-конференций, притворяясь, что мне нужно в туалет».

Однако в 1989 году вернулся в кино в экранизации шекспировской пьесы «Генрих V» маститого британского театрального актера и режиссера Кеннета Бранны. В течение следующего десятилетия Бэйл методично и результативно набирал обороты. Он учился драматическому искусству, пробовал себя на практике: это было время разномастных ролей и разножанровых картин — от музыкальных ретро-мюзиклов типа «Свингеров» и современных биопиков «Бархатной золотой жилы» до костюмированных исторических драм и романных экранизаций вроде «Портрета леди» и «Маленьких женщин».

Американский психопат

Многие предостерегали любителя костюмированных исторических лент Кристиана Бэйла от участия в ультрасовременном фильме Мэри Хэррон «Американский психопат», который вышел в прокат в 2000 году.

Книга, легшая в основу фильма, была написана в 1990 году. После публикации романа в 1991 году его автор, Брет Эллис, сам принялся за сценарий. В качестве режиссера Эллис видел Стюарта Гордона, а на главную роль прочил Джонни Деппа. Однако Гордон хотел, чтобы фильм был черно-белым и максимально отражал события книги. А это означало однозначный рейтинг 18+ и снижение кассовых сборов. Гордона заменил Дэвид Кроненберг, а на главную роль выбрали Брэда Питта. Но и тогда проект не состоялся.

Поиски студии и режиссера продолжились: на главную роль претендовали выдающиеся «психопаты» десятилетия, в том числе и Леонардо ДиКаприо. Впрочем, его разубедили играть главного героя — уж слишком вероятна была ситуация, в которой миллионы поклонников таланта ДиКаприо приняли бы новый образ за чистую монету и встали бы на путь нарциссичного убийцы-Бэйтмана.



Кристиан Бэйл, несмотря на все заботы доброжелателей о его карьере, лишь серьезней принялся за роль. Он добился от своего тела полного соответствия «нарциссичному эталону», описанному в книге Эллиса. Каждое утро актер проводил в «процедурах», которым предается Патрик Бэйтман: тщательный уход за кожей и телом, массаж, душ, многочасовые тренировки.

«Будучи англичанином, я больше проводил времени в барах, нежели в гимнастических залах, которые казались мне чем-то противным человеческой природе. Я должен был убедить себя в том, что мне нравится заниматься спортом, что было самым сложным в этой роли. Вы знаете, тренироваться — ужасно утомляет. Я клянусь, что прав тот, кто сказал — чем больше мускулов, тем меньше мозгов в голове!»

Для полнейшего преображения в бездушного красавца Бэйл искал пример в современных секс-символах — и в итоге остановился на Томе Крузе:

«Бэйл увидел у Тома Круза маску абсолютного дружелюбия на лице и взгляд, не выражавший ничего», — прокомментировала находку актера Мэри Хэррон, режиссер картины.

Таким получился мизантроп-убийца с Уолл Стрит, вице-президент компании, преуспевающий наследник большого состояния Патрик Бэйтман: внешне безупречный дэнди с белоснежной улыбкой и телом Апполона и безжалостный психопат внутри.

«Американский психопат» открыл перед Кристианом Бэйлом двери большого кино, сделав звездой номер один у таких режиссеров, как Нолан, Малик, О’Расселл...

Фильм мгновенно стал культовым, Кристиан Бэйл заслужил высокие оценки за свою игру:

«Кристиан Бэйл — герой в той мере, в которой он позволяет своему персонажу с наслаждением скатываться в полнейшее ничтожество» (Chicago Sun-Times)

Бэтмен: перезагрузка

В «Американском психопате» в одном из диалогов Бэйтмана по случайности называют Бэтменом — навряд ли режиссер картины была столь прозорлива, чтобы уже тогда предугадать участие Бэйла в возрождении культового образа американского супер-героя.

Однако события развивались таким образом, что в конце 2003 года после смерти отца, будучи крайне подавленным и сомневающимся в целесообразности своей актерской карьеры, Кристиан Бэйл принял приглашение Кристофера Нолана попробовать свои силы на кастинге в новом проекте режиссера.

Нолан горел желанием восстановить в глазах фанатов американских комиксов реноме «Человека-Летучей мыши» после громкого провала в прокате фильмов Джоэла Шумахера. Это звучало довольно смело, если учесть,что последняя экранизация Warner Brothers не отбила средств, затраченных на «Бэтмена и Робина», не говоря уже о том, что качество оставляло желать лучшего, а отзывы даже преданных критиков были самыми холодными.

Нолан пересмотрел концепцию комикса, решив рассказать, откуда возник образ Бэтмена. Его «Бэтмен: Начало» — первая часть трилогии, имеющая столько же общего с оригинальной серией комиксов, сколько и различий.

В первом фильме герой Бэйла сначала показан как 8-летний мальчик, на глазах у которого убивают семью, а самого отправляют в изгнание. Во время скитаний молодой Брюс Уэйн постигает различные знания, в том числе овладевает тайным искусством тактики боя воинов, принадлежащих Лиге теней. После чего возвращается в свой Готэм, где начинает бороться с преступностью.

В отличие от гротескного и фантастического «Бэтмена», которого создали Тим Бертон и Майкл Китон, Кристофер Нолан и Кристиан Бэйл делают акцент на психологическом портрете героя, уделяя внимание нюансам и деталям, которые повлияли на Бэтмена и его поступки.

«Наш „Бэтмен“ строится вокруг ранних лет героя. Это объяснение того, что случилось потом. Это не „Бэтмен № 5“. А полное обновление. Мы хотим, чтобы вы забыли о существовании каких-либо более ранних фильмов!»

Нолановская трилогия перестает восприниматься как фантазия — скорее, как аллегория происходящего на самом деле в настоящем мире (будь то США или другая страна, неважно). Готэм стараниями Нолана превращается в самый обычный большой город на земле с самыми обычными жителями и их страхами. И вовсе даже не фриками-преступниками, а скорее психопатами с особыми отклонениями, которыми вполне могут быть наши хорошие знакомые...



«Бэтмен: Начало», «Темный рыцарь» (2008) и «Темный рыцарь: возрождение легенды» (2012) — политизированная трилогия-триллер, показывающая, как глубоко и разнообразно в своих проявлениях зло, насколько амбивалентно добро и скользкая дорога подвига. Супер-герой Кристиана Бэйла самый рефлексирующий, самый печальный и самый одинокий. Борясь с преступниками, он по сути сам является существом двуликим: спасатель и разрушитель, человек и чудовище, эгоист и главный защитник человечества. Его разрывают страсти и желания, с которыми он не всегда может справиться.

«Я думаю, что есть огромный потенциал в том, чтобы идти в темноту, вглубь за своим потрясающим персонажем, очень сложным психологически, чего я никогда ранее не делал».

Престиж

Между съемками в «Бэтмене» Бэйл успел поработать и в малобюджетных картинах: «Новый Свет» (2005) and «Тяжелые времена» (2005). Продолжением работы с Ноланом стал фильм «Престиж» (2006), в котором Бэйл сыграл в паре с Хью Джекманом.

Интригующая костюмированная драма в нолановском духе захватывает скоростью и таинственностью происходящего: Бэйл и Джекман играют двух фокусников, друзей-врагов, постоянных соперников на сцене и в жизни.

В 2007 году Бэйл выступил в лентах «Поезд на Юму» и «Меня там нет». А после второй части трилогии про Бэтмена («Темный рыцарь», 2008) принял участие в проектах «Терминатор: Да придет спаситель» и «Джонни Д».

«Терминатором» Бэйл болел с юности. В 17 лет во время просмотра второй части «Терминатора» Бэйл был сражен наповал:

«Мне безумно понравилась вторая часть: особенно наэлектризованная атмосфера в кинотеатре, где я смотрел кино. Мне было 17, когда я впервые приехал в США, я никогда раньше не был в кинотеатре, где было бы так шумно и так восхитительно во время просмотра».

Воплотив свою мечту окунуться в атмосферу культового мира Терминатора и быть напарником Арнольда Шварценеггера, Кристиан Бэйл в четвертой части франшизы сыграл взрослого Джона Коннора. Несмотря на то, что «Да придет спаситель» не был оценен высоко критиками и самим актером, Бэйл все же был доволен работой, посчитав ее весьма своевременной.

Не менее своевременным по мнению актера стал и «Джонни Д.» (2009):

«Великая депрессия заставила людей ненавидеть толстосумов, банкиров, и когда появлялся кто-то, типа Диллинжера, он становился героем, потому что мог поступать справедливо. Многие на него смотрели и романтизировали».

Кристиан Бэйл сыграл антипода Джонни Д. И, хотя, на первый взгляд ,роль полицейского в криминальной драме про 1930-е годы была не из сложных, актер очень глубоко и внимательно изучал биографию своего персонажа. Ради точного воссоздания характера он встречался с друзьями Мелвина Первиса, его сыном, сослуживцами. Узнавал о том, что любил Мелвин, как говорил, какие фразы использовал, как одевался, как двигался.

Наблюдательность принесла свои плоды: герои Бэйла и Деппа были названы удивительно оригинальными, соответствующими времени и своим амплуа.

«Это очень хороший фильм, в котором Депп и Бэйл сыграли с мужественной ясностью». (Chicago Sun-Times)

Однако пик потрясающей «ясности» и истинного актерского мастерства пришелся на иную картину, которую снял не Нолан, не Малик и не Тодд — а далеко не самый популярный американский режиссер Дэвид О’Расселл.

Боец

2010 год стал годом триумфа Кристиана Бэйла: наконец, он оказался не просто в числе номинантов на «Оскар», но взял премию за лучшую роль второго плана в картине «Боец». И более чем заслуженно: фильм не состоялся бы без Бэйла по нескольким причинам.

Кристиан Бэйл стал инициатором приглашения в проект Дэвида О’Расселла — интересного, на его взгляд, сценариста и режиссера. Против этого приглашения выступал Марк Уолберг: после работы в «Трех королях» (1999) Уолберг был совершенно не в восторге от Расселла. Однако поменял свое мнение, когда услышал, что Бэйл хочет рискнуть.

Уолберг и Бэйл не прогадали: спортивная драма про биографии двух братьев-боксеров — Дики Эклунда и Микки Уорда — в руках Расселла приобрела остро социальный характер, необходимую наивность повествования, четкость и цельность. В ней нет сентиментальности, которая бы превратила фильм в еще одну историю о Золушке; нет и неоправданной жестокости и насилия, которые бы свела рассказ к криминально-спортивной составляющей и породила бы на свет еще одного «Рокки».



Критики, выдвинувшие «Бойца» как лучшую картину года на Оскара, были в восторге:

«Режиссер-фокусник Дэвид О’Расселл так убедительно рассказывает нам историю одной семьи, что мы вдруг оказываемся соблазненными Дики!» (USA Today)

Однако не только Расселл и Уолберг (который готовился к роли с 2006 года) сделали эту картину. Кристиан Бэйл, изменивший свою внешность до неузнаваемости, стал душой этой истории, ее сердцем.

Бэйл провел множество часов с настоящим Дики Эклундом, чтобы научиться копировать его манеру держаться. Он похудел на 30 фунтов — Эклунд из-за того, что сидел на крэке, был очень худым. Режиссер говорил о Бэйле, что это больше, чем мимикрия: «Кристиану пришлось понять, как работает мозг Дики».

И в итоге на экране мы видим не Бэйла, играющего роль, а самого настоящего Дики Эклунда во всех своих множественных испостасях — заботливый старший брат, нервный Дики-наркоман, не знающий покоя Дики-мечтатель, дикий Дики-боксер, отчаянный Дики-боец и, наконец, Дики-герой.

После Оскара

После успеха «Бойца» Бэйл принял приглашение участвовать в исторической военной картине китайского режиссера Чжана Имоу.

«Я с радостью участвую во франшизах и ничего такого в этом не вижу, очень уважаю Нолана. Но временами мне хочется попробовать что-то новое, совсем новое, и съёмки в Китае дали мне такую возможность».

Его карьера началась с фильма о мальчике в Шанхае — так что игра в «Цветах войны» (2011) была своего рода возвращением к «Империи Солнца» Спилберга. На этот раз Кристиан Бэйл играет американца в осажденном Нанкине в 1937 году, который скрывается на неприкосновенной территории в стенах женского монастыря с послушницами девочками и проститутками, обретшими там свое убежище. Герой Бэйла Джон изменяется обратно пропорционально войне: чем страшнее вокруг и больше вероятности погибнуть, тем большую ответственность принимает Джон за женщин вокруг себя, тем бесстрашнее его поведение.

Тема личной ответственности возникает и в социальной драме «Из пекла» (2013). Она продолжает цикл историй о людях из маленького городка. Как и в «Бойце», Бэйл играет здесь совсем не «геройского героя» — жизнь Рассела абсолютно упорядочена и подчинена строгим правилам «одноэтажной» Америки.

«Рассел — это тот, кто в любое время остается основой основ Америки».

В Северном Брэддоке все друг друга знают. Работают на местной фабрике. От звонка и до звонка. Ходят в один и тот же паб. Здесь нет места иллюзиям, зато есть мечты, но и они весьма приземленны. Иметь денег, чтобы купить дом, содержать семью, родить ребенка. Рассел Бэйла трудится в несколько смен, чтобы обеспечить больного отца и младшего брата, который не вылезает из переделок. Дикая случайность ломает все планы — и вдруг герой Бэйла оказывается за решеткой.

Но и в тюрьме ему удается сохранить себя — потому что он продолжает верить в свои простые тихие истины, стремиться жить так, как жил раньше. Впрочем, именно простоты и тишины ему и не видать — благодаря младшему Руди.

Рассел — одна из лучших ролей Бэйла (несмотря на то, что на Оскар в 2013 году номинируется «Афера по-американски»). Интересно играть характерных героев, но сложно изобразить тоску и одиночество, которыми терзается ничем не примечательный парень — один из многих сорокалетних обычных парней. У них не много слов в запасе, чтобы сказать о своих чувствах. Они не очень начитанны и не разбираются в тонкостях депрессии и любовных наук. Но тем интереснее смотреть за метаморфозами лица Бэйла, за игрой без слов. Тем более, что сценарий был написан Скоттом Купером специально для Кристиана Бэйла по мотивам личной истории.

Высоких наград картина, несмотря на звездный состав, не удостоилась. Критики усмотрели слабый сценарий и совершенно никакую режиссуру. Так что ни Кристиан Бэйл, ни его напарник по фильму — Кейси Аффлек, ни главный колоритный злодей Вуди Харрельсон, ни даже Уиллем Дефо не смогли расцветить «Из пекла» и дотянуть его до лучших представителей жанра.

К сожалению, не удался и режиссерский прием «отсутствия репетиций» и «спонтанность» происходящего на площадке. Ни одна сцена, за исключением ряда бойцовских эпизодов, не была «поставлена», все игралось вживую, чтобы сохранить правдивость и жизненную яркость происходящего.

Афера по-американски

В декабре 2013 года состоялась премьера нового фильма Дэвида О’Расселла «Афера по-американски», в которой он собрал любимый актерский состав: Кристиана Бэйла, Дженнифер Лоуренс, Брэдли Купера и Эми Адамс. Ставка на звездную команду и лихой сюжет плутовской комедии оправдала все ожидания: картина получила 3 премии «Золотой глобус» (7 номинаций) и вошла в число номинантов на «Оскара».

«Фильм с одним из лучших актерских составов в этом году. Дерзкое, захватывающее и смешное кино». (USA Today)

«Афера по-американски» рассказывает об одной операции ФБР, которую бюро расследований провернуло в конце 1970 — начале 1980-х годов. Сначала операция была направлена на раскрытие коррупции в рамках одного города, а после приняла огромные масштабы. В результате были наказаны сенаторы, мэры крупных городов, судьи и ведущие политики США того времени.

В этой криминальной полудраме-полукомедии Кристиан Бэйл сыграл ловкого воришку в мире искусства, который подделывает предметы искусства. Его ловят на очередной сделке и внедряют в мир мафии, где он должен поймать самую «крупную» рыбу. В этом ему помогают Эми Адамс (воровка и компаньон Бэйла) и Бредли Купер (полисмен).

Для того чтобы как можно полнее походить на Ирвинга Розенфельда, Бэйл снова применил свой прием — изменил внешность до неузнаваемости. Набрал 50 фунтов, сменил прическу. При разработке роли встречался с Мелом Вейнбергом (чей опыт лег в основу образа Розенфельда) и скопировал его речь, жесты, слова.

«Чтобы сотворить по-настоящему живой характер, приходится быть выше имитации: нужно уметь создавать что-то значительно большее».

Бэйл не просто имитировал мимику и акценты. На глазах у миллионов красавец Бэйл превратился в пройдоху-художника с лысиной на голове. Его живот — чуть ли не главный герой, который чаще самого Бэйла попадает в кадр.

 
Однако внешность — не его козырь. Розенфельд-Бэйл утонченный и искушенный игрок: его стихия — интриги. В которые Бэйл погружается с удивительным комедийным задором и радостью, что делает фильм искрометным пересказом истории «одного скандала».

В конце 2014 года с участием Бэйла вышел фильм Ридли Скотта «Исход», в котором Кристиан сыграл Моисея. Сам актер комментирует, что для него роль Моисея — очень большой вызов.

В 2015-м на экраны вышла история финансового кризиса в США в 2008-м, Бэйл сыграл там Майкла Барри, финансового гения, который предсказал ипотечный кризис ещё до того, как он случился. За эту роль Кристиана номминировали на "Оскар" за лучшую роль второго плана, но статуэтку он не взял, хотя сама картиина полуичла премию за лучший адаптированный сценарий.