Колин Фёрт



Бунтарь в душе с талантом лицедейства

Жизненная дорога Колина Ферта с его кочующим детством (Англия, Нигерия, снова Англия, Америка и окончательно Англия) и подростковым бунтарством (длинные волосы, рок-музыка, увлечение алкоголем) вывела его на тропинку лицедейства, с которой он не сворачивает, по сей день: «Я стал актером из презрения к дисциплине». Национальный молодежный театр — роли в массовке, Национальный театр Лоуренса Оливье — разносчик чая, учеба в Лондонском Драматическом центре — знакомство с системой Станиславского, участие в студенческих постановках — «Тартюф», «Король Лир», «Кошка на раскаленной крыше», «Гамлет». И, наконец, Колин Ферт на сцене Королевского театра играет Гая Беннетта в спектакле «Другая страна» Д. Митчелла.

С участия в киноверсии той же «Другой страны» (1984) и экранизации знаменитого романа А. Дюма «Дама с камелиями» (1984) начинает набирать обороты его карьера в кино: актер становится объектом внимания именитых режиссеров.

Франко-английская картина «Вальмон» (1989), снятая «по очень вольным мотивам» романа Шодерло де Лакло «Опасные связи», в которой Колин Ферт выступил в заглавной роли — это режиссерский взгляд М. Формана на интриги и лицемерие высшего света последней четверти 18 века. В силу того, что почти одновременно с «Вальмоном» вышла в свет картина Стивена Фрирза «Опасные связи», напрашивается сравнение двух интерпретаций одного образа. Прекрасной половине человечества предоставляется возможность лицезреть и определить для себя, чьи колдовские чары мощнее: демонического обольстителя (в исполнении Джона Малковича) или ироничного и обаятельного соблазнителя, каким его представил Колин. Фертовский Вальмон, достигнув больших высот в тонком понимании женской души, доводит почти до совершенства свое искусство обольщения. При этом актер очень изысканно отображает отрицательную грань своего таланта, которая становится фактически непреодолимой преградой для познания истинной радости любви. Он затаптывает свое неожиданно пришедшее настоящее чувство, ради достижения сомнительной цели. Такого Вальмона искренне жаль, ведь почти всегда безнравственная растрата жизненных сил приводит к утрате иллюзий и душевной пустоте.

По собственным словам актера, из-за «снобизма и страха», он отклоняет множество голливудских предложений, и с нескрываемым удовольствием в компании с Питером О’Тулом снимается в сатирической пародии на мир киноиндустрии «Крылья славы» (1990).

Последующее загадочное двухлетнее исчезновение Колина Ферта с киноорбиты объясняется желанием его возлюбленной и по совместительству партнерши по фильму «Вальмон» — Мег Тилли покончить с актерством и переселиться в Британскую Колумбию. Но даже рождение сына не смогло уничтожить в Ферте желание лицедействовать. Непрерывно работая над своей актерской индивидуальностью, он дожидается своей настоящей звездной роли.

«Если горести наши проистекают из гордости и предубеждения, то и избавлением от них мы бываем, обязаны также гордости и предубеждению, ибо так чудесно уравновешены добро и зло в мире» (Д. Остин).

Роль Фицуильяма Дарси в экранизации романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение» (1995) режиссера С. Лэнгтона обрекла Колина Ферта на мировую известность. Дарси в исполнении Ферта умело цементирует показным равнодушием свое сердце, в действительности дышащее любовью. Актер добавил своему герою, который и без того «привлекает внимание своей статной фигурой, правильными чертами лица, и аристократической внешностью», притягательную харизму и необъяснимую магию взгляда. В образе Дарси Колин Ферт навсегда покорил миллионы женских сердец без ограничения возраста. Мистер Дарси своим надменным обаянием умудрился довести до гипертонического криза воздыхательницу, которая перешагнула столетний рубеж, и которой было строго назначено единственно верное лечение — не смотреть фильм.

Актер постепенно почти незаметно и абсолютно бесшовно на протяжении фильма переплавил аристократичного и высокомерного гордеца в страстного и трепетного влюбленного. Именно после этой роли Ферту приписали умение преподносить свои недостатки, как продолжение неотразимых и бесспорных достоинств.

Звездопад ролей

Колин Ферт получает роль в военной драме по одноименному роману Майкла Ондаатже «Английский пациент» (1996), ставшей впоследствии девятикратно оскароносной. Режиссер Энтони Мингелла отвел актеру роль второго плана — британского пилота, мужа главной героини.

На съемках телесериала по произведению Д. Конрада «Ностромо» (1997) режиссера А. Рейда, Ферт знакомится с женщиной своей мечты, с которой счастлив по сей день. Ради своей жены Ливии Гуиджоли он совершил, по собственным словам, самый романтический поступок в жизни: выучил итальянский язык.

Комедийная мелодрама «Накал страстей» (1997) режиссера Д. Эванса, драма «Тысяча акров» (1997) Д. Мурхауса, историко-романтическая комедия «Влюбленный Шекспир» (1998) Д. Мэддена, легкие комедии «Моя веселая жизнь» (1999) Х. Хадсон, и «Голубая кровь» (2000) Э. Стайлза — это далеко не полный перечень фильмов, в которых актер, не делая передышки, продолжает изучать свое внутреннее актерское естество.

«Теперь я знаю, что во мне действительно есть нечто привлекающее женщин».

Все интервью, которые Колин Ферт давал после выхода фильма «Гордость и предубеждение», начинались с фразы: «Скажете, что я секс-символ — встану и уйду». Однако влюбленный гордец-аристократ в фертовском исполнении настолько впечатлил воображение писательницы Х. Филдинг, что в своем романе «Дневник Бриджит Джонс» один из главных героев книги предстает в образе реинкарнированного любимца женщин — вплоть до фамилии Дарси. Книга мгновенно стала бестселлером, а ее экранизация была лишь делом времени. Актер полагал, «что маловероятно перенести на экран тип иронического, комического литературного голоса и невероятно трудно его передать языком кино». Тем не менее, режиссеру Ш. Магуайр это удалось. И, кто бы сомневался, что роль Марка Дарси исполнит Колин Ферт. Он дал согласие на съемки, убежденно преследуя цель, что осовремененный Дарси накроет сном забвения чуть поднадоевшего однофамильца. И хотя коллега по фильму «Дневник Бриджет Джонс» (2001) Хью Грант подшучивал: «Играть один и тот же персонаж больше одного раза — это как надевать мокрый банный халат», Ферт, проявив большое чувство юмора, вошел в воду дважды — и не прогадал.

Объектом внимания мистера Дарси начала нового века стала незамужняя тридцатилетняя англичанка с лишним весом, злоупотребляющая алкоголем и страдающая от неуверенности к себе, но отчаянно решившая, наконец, изменить свою жизнь. Ироничный подход к своему герою принес актеру грандиозный успех и очередную номинацию на BAFTA.

В продолжение истории «Дневник Бриджет Джонс: Грани разумного» (2004) режиссера Б. Кидрона, участие в съемках Колина Ферта стало возможным только после корректировки сценария: разочарованная Марком Дарси, главная героиня уходит от него...

Актер выбирает роли, которые дают возможность сюжетно трактовать характер персонажа. Фильм «Заговор» (2001), режиссера Ф. Пирсона, фактически стенографировал конференцию в Ванзее, на которой разрабатывался план и способы уничтожения евреев нацистами. В этой картине Ферт сыграл интеллектуала Вильгельма Стаккарта, разрабатывающего проект массовой стерилизации. Также он снялся в экранизации бессмертной пьесы О. Уайльда «Как важно быть серьезным» (2002) режиссера О. Паркера; в романтической комедии, сотканной из новелл «Реальная любовь» (2003) режиссера Р. Кертиса, снискавшей огромную популярность не только в Великобритании.

Тревога зарождающейся любви

Актер очень избирателен в выборе материала — не найдя в предложенной роли зацепки, с которой можно было бы начинать лепить образ, он нещадно отвергает сценарии.

В фильме, снятом режиссером П. Веббером, по мотивам романа Т. Шевалье «Девушка с жемчужной сережкой» (2003), актер зацепку нашел.

Ферт даже слегка гордится собой: «Немногие актеры согласились бы на роль, состоящую, в сущности, из одного взгляда».

Это фильм об истории создания самого известного и чарующего полотна Йоханнеса Вермеера — художественный вымысел с собственной логикой, в которой творческой музой голландского художника XVII века выступает простая служанка. Актер, буквально по крупицам собирая из книги, из сценария, исторических документов сведения о своем герое, выдает собственную интерпретацию образа: «Вначале пришлось самому сделать какой-то выбор, а потом не слишком явно его демонстрировать — поскольку, в задачу этой конкретной истории не входит ни объяснение событий с его точки зрения, ни слишком явный показ его характера и того, что им движет».

Колин Ферт и его партнерша Скарлетт Йоханссон дуновениями своего мастерства передают тревогу зарождающегося предчувствия любви. Изысканный фильм с молчаливыми диалогами героев, с мучительно влекущей страстностью завораживает зрителя скрытой чувственностью эротизма.

В собственной творческой лаборатории Ферта есть место широкому спектру киножанров. Его роли в криминальной ретро-драме «Где скрывается правда» (2005) Атома Эгояна, в комедии-фэнтези «Моя ужасная няня» (2005) К. Джонса, историко-приключенческом боевике "Последний легион«(2007) Д. Лефлера, в комедийном мюзикле «Мамма MIA!» (2008) Ф. Ллойд, в анимационной сказке «Рождественская история» (2009) Роберта Земекиса, позволяют ставить эксперименты над своей актерской сущностью и расширять диапазон творческого мастерства.

Роль в фильме «Одинокий мужчина» (2009) режиссера Тома Форда принесла актеру не только профессиональное удовлетворение, но и награду «За лучшую мужскую роль» Венецианского кинофестиваля и премию BAFTA как лучшему актеру: «Мне до этого ни разу не предлагали настолько многогранной и глубокой роли. Это абсолютно необыкновенная история, которая показала всю жизнь человека за один день — картина об отношении к жизни и смерти».

Да здравствует король!

Очередная волна мировой известности хлынула на актера после фильма «Король говорит!» (2010) режиссера Т. Хупера, где Колин Ферт играет отца нынешней королевы Елизаветы II.

Интересна предыстория рождения этого фильма. Сценаристу Д. Сайдлеру, который с раннего детства чудовищно заикался, родители, как пример преодоления, демонстрировали записи выступлений короля Георга VI во время войны. Став писателем, Сайдлер отправил письмо вдовствующей королеве-матери с просьбой позволить написать сценарий о ее муже. В ответном письме она дала согласие с одним лишь условием — повременить с выпуском произведения, поскольку воспоминания об этих событиях все еще причиняют боль. И только после ее смерти сценарий стал достоянием съемочной группы. Фильм повествует о герцоге Йорском, ставшем после отречения брата от престола королем Георгом VI. В тяжелое для своей страны историческое время перед ним встает не менее тяжелая, по сути, неразрешимая дилемма: по долгу службы произносить публичные речи. Измученный страшным заиканием, сомнениями в своих способностях руководить страной, лечившийся безрезультатно у именитых профессоров, король Георг VI от безысходности соглашается на нетрадиционный метод лечения, который проповедует логопед Л. Лог.

Актерские способности Колина Ферта заиграли новыми неожиданными красками. Актер честно признался, что страх публичного выступления короля, который он гениально передал в картине — это его собственный страх сцены: «Я смотрел документальные кадры и пытался представить себе конфликт, раздиравший этого человека. Мне нужно было понять, каково это каждый день вести с собой такую войну...».

Актер очень детально, почти с исторической достоверностью передает весь спектр переживаний своего героя: сомнений, ярости, отчаяния, мужества, ответственности перед страной, волнительного мучения перед судьбоносным выступлением.

Сестра актера, специализирующаяся на разных речевых проблемах, помогла брату научиться заикаться, а после окончания съемок — избавила его от последствий недуга.

Ферт заслуженно заработал не только ценного Оскара, но, наверное, и ценнейший за всю свою жизнь комплимент, отражающий высокий уровень его профессиональной компетенции — королева Елизавета узнала в герое фильма своего отца. «Это была самая важная для меня похвала. И не потому, что ее произнесла королева. А потому что это сказала дочь, которая любила отца. И рано его потеряла».

Актерский марафон Колина Ферта продолжается. В комедии «Гамбит» (2012), вместе со сценаристами — братьями Коэн и режиссером М. Хоффманом, актер знакомит зрителей с творчеством Клода Моне.

В комедийной драме «Артур Ньюман, профессионал гольфа» (2012) режиссера Д. Ариола, Ферт со своим героем начинает жизнь с чистого листа. В драме «Возмездие» (2013) режиссера Д. Теплицки, которая является экранизацией одноименного автобиографического бестселлера Эрика Ломакса, его реальный герой переносит во время Второй мировой войны ужасы японского плена.

Интересы Ферта разнообразны. Он пробует себя в художественной прозе. Его рассказ «Департамент Ничего» описывает воображаемый мир ребенка, не имеющего возможности завести друзей из-за того, что он вынужден все свое время проводить с умирающей бабушкой.

Бурно развивается и общественная жизнь Колина Ферта: он является членом организации «Международная амнистия», послом «Oxfam», оказывающей помощь развивающимся странам.

Но, в первую очередь, Ферт — один из талантливейших актеров нашей современности: «Все, что случилось со мной — от первой роли до Оскара, — чистая удача. Мне повезло и все. Я никогда не жаждал многого — мне всегда хватает того, что есть. А теперь даже многовато — не мой масштаб. Я имею в виду... объем известности, который способен лишить разума. Мое спасение, что я англичанин».